Установка российских зенитных ракетных систем С-400 в Турции начнется в октябре 2019 года, сообщают российские и турецкие информационные агентства со ссылкой на министра обороны Турции Хулуси Акара. Подготовка турецких расчетов в России для С-400 начнется с начала 2019 года. "Сейчас день мы отбираем кадры для расчетов, которые пройдут подготовку в России. По завершении обучения именно они будут управлять ЗРК", - заявил Акар. Турция и Россия подписали кредитное соглашение по С-400 еще в декабре 2017 года и договорились о технологическом сотрудничестве в развитии производства комплексов в Турции.
Научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин считает, что российско-турецкие отношения сегодня находятся в состоянии высокой динамики: «Я бы охарактеризовал их как сложносоставные с элементами асимметрии. Эта асимметрия немного выпрямляется, но проблемы еще остаются. Наши отношения подвержены влиянию самого разного рода региональных и глобальных факторов, поскольку и Россия, и Турция - глобальные игроки. Турция – один из важнейших партнеров России, и российско-турецкое партнерство будет в значительной мере влиять не только на региональные проблемы, но и на обстановку в мире».
Одной из проблем в отношениях Москвы и Анкары Наумкин назвал «курдский фактор»: «Сегодня влияние этого фактора на наши отношения очень снизилось. Он уже не так разделяет нас. Это очень важно, это относится и к Сирии, где мы сумели достигнуть согласия, преодолев наиболее сложные вопросы».
Что касается других проблем, связанных с сирийским урегулированием, то Наумкин считает основными ситуацию в Идлибе и создание конституционной комиссии: «Применительно к обеим этим проблемам у нас наметилось преодоление разногласий и развивается сотрудничество. Доверие в российско-турецких отношениях опирается на гуманитарную близость, на близость народов России и Турции, а также на мощную экономическую основу. Ведь экономическая взаимозависимость означает, что каждое из государств заинтересовано, во-первых, в безопасности партнера, во-вторых, в стабильности и, в-третьих, в процветании. Россия на много лет вперед заинтересована в Турции по этим трем направлениям. Думаю, что Турция также заинтересована в этом».